|
|
|
Доклад митрополита Воронежского и Лискинского Сергия, Главы Воронежской митрополии, на первом пленарном заседании ежегодных Митрофановских церковно-исторических чтений
"Нравственные ценности и будущее человечества.
1. Тема наших чтений также актуальна, как и не нова. Сколько существует человечество, столько и стоит вопрос о взаимосвязи исторического развития и нравственного состояния общества, народа, государства. Весь вопрос в том, какой смысл вкладывается в понятие "нравственность" и как видит свое будущее человек. Наши предки, древнерусские книжники и летописцы, не отделяли нравственность от исторического развития, рассматривая само время как религиозную, нравственную категорию. Они были уверены в том, что время дается отдельному человеку, народу, государству для того чтобы ответить на вопрос, в чем смысл их существования, каково жизненное предназначение. Начиная с 16-17 веков, Европой, а затем и Россией овладела безбрежная и, как казалось тогда, "несокрушимая" идея прогресса, который рассматривался как завоевание человеческого разума. А нравственные ценности, сформированные в европейских странах христианством, по мере упования на человеческий разум все более сводились к триаде "свобода, равенство и братство". Последние были сформулированы так называемыми "энциклопедистами".
2. Именно в тот период появилось много теорий зависимости человеческой сущности от среды, общественного устройства, научно-технического прогресса. Насаждалась мысль: по мере развития прогресса просвещенный человек модернизирует форму государственного правления, жизнь неизбежно становится лучше - и люди становятся совсем другими. Сегодня, в начале 21 века, мы можем с уверенностью сказать: "Этого не произошло. Да и не могло произойти". Еще Пушкин, в конце своей жизни писал о французской революции:
"При звучных именах Равенства и Свободы,
Как будто опьянев, беснуются народы".
Людьми двигали красивые идеи о братстве, а все закончилось гильотинами, морями крови. "Союз ума и фурий" извратил и уничтожил благие намерения по преобразованию государства. Нечто подобное мы наблюдаем и в истории нашего народа. Те события, столетие которых мы отмечаем в текущем году, также проходили под прекрасными лозунгами свободы, равенства и братства, обещали народам России светлое будущее и безоблачное процветание, построение коммунистического царства. Что из всего этого получилось, мы с вами знаем. Сотни тысяч человеческих жертв, которые были принесены на алтарь молоха революции, оказались напрасными. Почему? К сожалению, светлые упования и мечты не учитывают, или упрощают нравственную составляющую человека, и потому часто проваливаются.
3. О взаимозависимости, обусловленности развития государства и нравственности общества размышляли практически все крупные мыслители мира, особенно России. Вот как об этом писал И. Киреевский: "Под шумным вращением общественных колес таится неслышное движение нравственной пружины, от которой зависит все". Ф.М. Достоевский сравнивал нравственное состояние общества с забором, в который неизбежно упрется любое развивающееся государство. "Ясно, что общество имеет предел своей деятельности, тот забор, о который оно наткнется и остановится. Этот забор есть нравственное состояние общества, крепко соединенное с социальным устройством его".
4. Цивилизацию без нравственности можно сравнить с евангельским образом дома, построенного на песке. Нравственность - тот стержень, который придает государственности прочность. Заповеди Моисея (Декалог) были даны в период выхода еврейского народа из египетского плена, т.е. тогда когда шел процесс формирования еврейского народа. Нравственное начало играет в истории первостепенную роль. Если мы обратимся к империям, которые существовали в разные эпохи, то увидим, что никакая материальная мощь не сохраняет государства, если в них иссякает дух. Наде служить добру и свету, тогда у человека появляется энергия, чтобы справиться и с внешними испытаниями, и с внутренними нестроениями. Когда люди так живут, им удается одерживать победы. Нравственный идеал воспитывает людей, способных, основываясь на стремлении к любви и справедливости, служить согражданам и государству в целом. Когда этот идеал не исполняется и важнее становятся корыстные интересы, начинает рушиться любое государство, даже самое сильное. И этот внутренний источник разрушения оказывается гораздо более серьезным, чем внешние угрозы. Пример: Византийская империя, ее расцвет и разрушение. Государство, которое 80 лет из каждого столетия своего тысячелетнего существования вынуждено было воевать, защищаясь от неприятелей и от внутренних смут, просуществовало дольше, чем все другие империи в истории человеческой цивилизации. Но когда в Византию вошли эгоизм, пороки, неправда, алчность, роскошь, тогда Бог реально отнял Свою благодать и государство пало под ударами турецких завоевателей.
5. До этого существовала Римская империя, которая первоначально создала нравственные ценности выше, чем у окружающих ее варваров. И это позволило Риму господствовать над другими народами. Но затем Рим погряз в пороках, и никакое развитие научных и юридических знаний не спасло некогда могущественную империю от краха. В обществе эгоистов, выходит, сильную державу построить невозможно. Духовная опустошенность приводит к тому, что расшатываются империи. Возьмем Советский Союз. У него имелся могучий военный потенциал, но внутренний стержень в определенный момент был потерян. И хватило небольших внешних толчков, чтобы все развалилось. Политологи и социологи исследуют экономические и политические причины распада Советского Союза. Но распад произошел вследствие кризиса духовного и нравственного: культ личности был развенчан, политический террор осужден, однако привить нравственные ценности к корню бездуховности было невозможно. Если атеизм возводился в ранг государственной политики и научный атеизм являлся обязательным предметом в системе образования, какой прок был от "Кодекса строителя коммунизма", списанного с десяти заповедей Божиих, за исключением двух первых, основополагающих?!
6. В настоящее время, формируя правовое государство, демократию, рынок, мы должны видеть и оборотную сторону происходящих процессов, - увы, общий ход жизни не возвышает и не одухотворяет человека, а еще более принижает и упрощает основные мотивации его поведения. Система координат так называемого "цивилизованного общества" укореняет индивидуума в нижних этажах бытия. Доминирует исключительный эгоизм в рамках денежного абсолютизма. И никакие формальные установления не способствуют нормальному развитию. Низкое состояние душ предвещает грядущие катастрофы и катаклизмы. Если достижения научно-технического прогресса не способствуют просветлению человеческих начал, соперничество на всех уровнях и в разных сферах рождает все новые и новые столкновения интересов.
7. Важнейшим вопросом, без которого невозможно разрешить проблему взаимосвязи будущего человечества и нравственных ориентиров, является вопрос: "Куда ориентированы эти ценности? Что лежит в основе нравственности?". К сожалению, современное постхристианское общество отказалось от своих моральных цивилизационных устоев, сформированных на основе христианских ценностей. Под нравственностью в современном мире все чаще понимают уже упоминаемую нами триаду "свобода, равенство и братство" в их антихристианском прочтении. Сегодня свобода индивидуума и его права являются основополагающими ценностями, вне зависимости от их нравственной наполняемости. Главное условие для свободы самовыражения - не мешать свободе соседа. Все остальное - позволено. Тупиковость складывающейся ситуации заключается в утверждении и отстаивании отдельными индивидами, корпорациями и целыми народами, прежде всего собственной выгоды, лелеемых эгоистических интересов. Современный русский ученый, доктор филологических наук Александр Ужанков в зависимости от нравственных ориентиров рассматривает три периода европейской истории: до 17 века - период Божественных ценностей; с 17 века по 20 век - человек сам становится автором и мерилом всех ценностей, в современный период - эгоизм диктует правила поведения. "Идеология постмодернизма и глобализации, - пишет другой российский ученый, доктор психологических наук, член-корреспондент Российской академии образования Виктор Слободчиков, - направлена на то, чтобы сокрушить, смести, или, по крайней мере, нивелировать исторически сложившиеся защитные, иммунные системы того или иного народа - в виде устойчивых форм государственности, ценностей национальной культуры, традиционного образа жизни, вообще хоть какого-нибудь осмысленного уклада". Об этом же предупреждал немецкий философ и психолог Карл Ясперс, говоря об опасности отвлеченного понимания прогресса, "Человек надеялся найти в научно-технической и материально-потребительской деятельности подлинный смысл, а оказался перед им самим же созданной пустотой. Насильственная прикованность к ближайшим целям лишает "свободного" человека духовного горизонта и исторического пространства, необходимых для целостного и осмысленного видения жизни". Самый главный вопрос заключается в том, с каким нравственным уровнем и в каких целях человек использует так называемые "высокие технологии". И чем больше зазор, шире пропасть между внутренней нищетой и внешним могуществом, тем очевиднее приближение к той стадии свободы, о которой писал К.Н. Леонтьев: "Все менее и менее сдерживает кого-либо религия, семья, любовь к Отечеству, - и именно потому, что они все-таки еще сдерживают, на них более всего обращена ненависть и проклятия современного человечества. Они падут - и человек станет абсолютно и впервые "свободен". Свободен как атом трупа, который стал прахом". Вот к такой степени свободы стремительно приближается современное человечество. Как писал философ Алексей Хомяков, прогресс - слово, требующее субъекта. То есть оно должно быть применимо конкретно к человеку. В противном случае, наука и техника могут совершенствоваться, а общество при этом нравственно разлагаться.
8. Требуется восстановление перевернутой вертикали и примат духовных ценностей, который позволит идти по пути излечения искалеченного в глобализации субъекта прогресса. Преобладание в психоструктуре человека вопросов о бессмертии души, о высшем предназначении, смысле жизни человека и т.п. дает возможность более разумного использования природных, материальных, интеллектуальных ресурсов, поставить экономику на службу культуре, умерить безудержный гедонизм и безумную потребительскую гонку, результативно решать экономические и продовольственные проблемы, снижать конфликтность и усиливать сотрудничество между разными религиозными конфессиями и странами с неравномерным социальным развитием и т.д. и т.п. В забвении, удалении, искажении самого главного вопроса о "положительных силах добра и света", которых, по словам B.C. Соловьева, нет "без Бога", философ И.А. Ильин находит подлинную причину исторических бед России и фатальных духовных заболеваний западного рационалистического и технократического общества. И напротив, как он был убежден, без восстановления и оживления завещанных России православных ценностей невозможно спасительное обновление современной "бессердечной культуры", которая должна преобразиться и облагородиться на основе сердечного созерцания и христианской любви к возвышенным и достойным предметам. Ибо "кто ничего не любит и ничему на земле не служит, тот остается пустым, бесплодным и духовно мертвым существом", а "все вопросы человеческой судьбы решаются любовью".
9. Православие дает силу и отдельной личности, и целому народу. Оно помогает преодолеть наши темные стороны, учит самоотречению, способности добровольно жертвовать своей выгодой. Именно христианские православные ценности сформировали в русском общественном сознании высший идеал, который являлся стержнем русского мировосприятия - идеал святости. Он наложил отпечаток на отечественную культуру, а через нее - и на отечественную историю.
10. Если мы хотим в будущем иметь духовно сильное, нравственно здоровое и экономически стабильное общество, то очень важно еще в молодом поколении формировать такую систему нравственных ценностей, которая была бы ориентирована на представления об абсолютном добре и зле. Православное мировоззрение - та духовная основа, которая через уроки Основ православной культуры может помочь преодолеть оборотную сторону информационных революций, интернетовского диктата, функциональной спешки жизни, однобокости, в которой нет заботы ни об экологии, ни о смысле существовании, ни о душевном и духовном устройстве. Еще в 20-х годах прошлого века Томас Элиот заметил, что мудрость мы поменяли на знание, а знание - на информацию. В настоящее время такая замена гораздо более очевидна благодаря Интернету и средствам мобильной связи. В атмосфере "информационного общества" у людей сокращается духовно-интеллектуальный обзор событий, возникает переизбыток неосмысленных фактов, при этом электронная видеотехника и визуальное мировосприятие способствуют формированию клипового сознания, примитивизирующего язык.
11. И чем раньше человечество поймет, что нравственность, соответствующая традиционной духовности, - это способ выживания личности, семьи, коллектива, общества, всей человеческой цивилизации, тем менее трагична будет дальнейшая его история. Появление большего комфорта не обновляет природу человека, а только маскирует ее. Перефразируя высказывание современного отечественного мыслителя, профессора Бориса Тарасова, "человек в войне за свои права окопался так прочно, что забыл выход из своих блиндажей". Благоприятный исход любых, самых гуманных реформ различного толка реален, если человечество устремит все свои силы, прежде всего на внутреннюю работу. Из "человека-потребителя" снова почувствует себя "человеком-разумным", в котором ум является духовным понятием. Возможно, этот путь кажется призрачным, но любой иной - еще более утопичен. Хотелось бы окончить свои размышления словами православного подвижника святителя Игнатия Брянчанинова: "Чтобы попасть в избранную цель па земле, следует метиться в небо". Именно в устремленности к горним ценностям, как основе нравственной ориентации личности, и видится выход человечества из современного системного кризиса".
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Глава Воронежской митрополии открыл работу ежегодных Митрофановских церковно-исторических чтений Сюжет телеканала КТ "Воронеж" о важных событиях жизни Воронежской епархии, состоявшихся в первой половине декабря 2017 года
|
|